Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Вопросы к вероучению о браке. Еже убо Бог сочета, новый катехизис да не разлучает

Доклад на богословско-практической конференции по обсуждению проекта «Катехизиса Русской Православной Церкви». (08.10.2017, г. Москва, гостиница "Националь")

Балакин_.jpg

Приветствую всечестных отцов и всех присутствующих на нынешней богословско-практической конференции,

Вопрос 1. Кто сочетает мужа и жену в Таинстве Брака: священник, Церковь или Бог?

Господь наш Иисус Христос ответил фарисеям: Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мф 19:6). Поэтому на земле ни у кого нет ни власти, ни инструментов разрушить этот брачный союз, аннулировать законный брак, отменить Таинство. Для профилактики так называемых разводов предлагается в п. 6.8 определение брака привести в следующей редакции: "В таинстве Брака, совершаемого в Церкви, Бог благословляет супружеский союз мужчины и женщины, сочетая их в единую плоть."

Вопрос 2. Сколько существует поводов к так называемым разводам?

Споры об этом шли ещё в ветхозаветные времена между двумя фарисейскими школами Гиллеля и Шаммая (Толкование А.П. Лопухина). Именно с этим вопросом: Во время оно, приступиша ко Иисусу фарисее искушающе Его и глаголаша Ему: аще достоит человеку пустити жену свою по всяцей вине? Он же отвещав рече им: несте ли чли, яко Сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть? И рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину, якоже ктому неста два, но плоть едина. Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мф 19:3-6).

Прозвучал ответ Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа – ни одного повода не названо. Новый катехизис же перечисляет их два десятка на стр. 301. Не настораживает ли Вас, братья и сёстры, такое различие?

На другой вопрос фарисеев о разводных письмах Моисея, Спаситель не запретил отпускать жену в случае её прелюбодеяния, чтобы её не побили камнями, но подчеркнул, что изгнанная из дома жена, или «пущеница» на славянском языке, остаётся всё же женой своего мужа, запретив её сожительство с другим, чтобы она не сделалась более наглою (Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Матфея, Беседа 17).

Апостол Павел для всей Церкви в двух Посланиях (Рим 7:2, 1 Кор 7:39) говорит: жена связана законом, доколе жив муж её.

Иродиада не стала свободной после своего прелюбодеяния, по преданию, уста отсечённой главы Иоанна Крестителя еще раз открылись и произнесли: Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего (Мк. 6:18). Вы слышите? Он её назвал ЖЕНОЙ первого мужа.

Если бы после прелюбодеяния разрывалась одна плоть мужа и жены и они становились свободными, то не нужны были бы и запреты на родственные браки, после «развода» мужу можно было бы жениться на бывшей «тёще», а жене на бывшем свёкре, что есть беззаконие.

Прошло 8 столетий, и царь Константин, сын благочестивой царицы Ирины, прогнал свою супругу Марию, взял себе другую женщину, Феодотию, и пресвитер Иосиф согласился совершить над прелюбодеями чинопоследование Таинства брака. "Какое оскорбление Святого Духа нужно полагать здесь при таком богохульстве и заодно огорчение святых Ангелов при таком злословии? ... Но да не будет!" (22 Послание Преподобного Феодора Студита, к Симеону, монаху). Эта эпидемия прелюбодеяний стала быстро распространяться среди вельмож. Преподобный Феодор Студит ревностно обличил царя, был мучим в заточении, но добился осуждения царя и извержения из сана пресвитера Иосифа, и соборно обличил эту прелюбодейную ересь (Послание 39 Преподобного Феодора Студита, к Феофилу, игумену).

Тем не менее эта прелюбодейная ересь спустя столетия проникла и в Русскую Церковь, аристократам стали позволяться незаконные браки, эта беда начала охватывать и другие сословия, за исключением может быть только крестьян, так что в начале 20 века Предсоборное присутствие еще до февральской революции начало подготовку документа, который был принят в 1918 году на Поместном Соборе, с перечнем двух десятков поводов «к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а именно: кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Ныне документ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, входящий в проект нового Катехизиса на стр. 301 принимает эти определения поводов к расторжению брака как некие догматы, не подлежащие обсуждению, и даже присовокупляет к ним новые, такие как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Братья и сестры, кто из вас откажется от своего сына или дочери, отца или матери, если они впадут в тяжкий грех, будут страдать якобы неизлечимыми болезнями? А почему же нам предлагается предать человека, который ближе них - своего мужа или жену, одну плоть и развестись с ним? Апостол Павел говорит: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя (Еф. 5:28), и Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:32). Не предлагается ли нам предать Христа и Церковь, не носить тяготы друг друга и не исполнять закон Христов, не любить ближнего своего?

А что делать, если супруг исцелится от душевной болезни? Может ли он вернуться в семью? Поместный Собор 1918 года отвечает категорично – НЕТ, решение церковного суда о разводе не имеет обратной силы! Почему было принято такое решение? Потому что за справкой в церковный суд идут те, кто желает вступить во второй брак при живом супруге, то есть прелюбодеи, вдовам и вдовцам такая справка не нужна, а в случае венчания прелюбодеев, исцелённый Богом от болезни супруг является живым обличителем этого преступления и всех его участников нужно самих предавать церковному суду.

Или рассмотрим такой повод как вступление в «новый брак». Что назвали в катехизисе «новым браком»? Ответ – зарегистрированное прелюбодеяние, когда при живом супруге обманом прелюбодеи регистрируют своё сожительство в органах ЗАГС или венчаются. Вместо того, чтобы признать этот «новый брак» яко не бывшим, назначить епитимию прелюбодеям и наказать всех соучастников, как это требуют каноны, нам предлагается расторгнуть первый законный брак! Это изобретение нового правила-перевёртыша, это антиправило. Таковы и другие мнимые поводы к разводу, которые приведены в катехизисе без ссылок на соответствующие каноны, что обличает авторов текста, так как среди двух сотен канонов, относящихся к брачному праву, хранению целомудрия и девства, мы не найдём таких поводов к разводу, а найдём средства для их устранения путём покаяния виновной стороны.

Одним из поводов к «расторжению брачного союза» было названо «отпадение от Православия». Братья и сестры, Апостол Пётр трижды отрёкся от Христа, разве он после этого перестал быть мужем своей жены? Или его жена просила о разводе? Нет. Пётр покаялся, был прощён Господом, и жена была Петру спутницей в его апостольских трудах (1 Кор 9:5).

Братья и сёстры, наша Церковь свята и непорочна, но плевелы в ней будут до кончины мира. Чтобы среди них увидеть здоровые зерна пшеницы и жемчужину православного учения, рассмотрим, что говорят святые каноны Церкви. О недопустимых причинах оставления женой мужа ясно изложено в 9 Правиле Василия Великого: "Ибо аще потому, яко биема была, и не стерпела ударов: то подобало паче претерпети, нежели разлучатися с сожителем; аще потому, яко не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения. Аще же и потому, яко муж ея живет в блуде, наблюдения сего не имеем в церковном обычае, но и от невернаго мужа не повелено разлучатися жене, а пребывати с ним, по неизвестности, что последует. Что бо веси жено, аще мужа спасеши? (1 Кор.7, 16)". Мужу непозволительно оставлять свою жену, даже в таких обстоятельствах: "Аще у кого жена одержима злым духом до того, яко и оковы носит" (Канонический ответ святейшаго Тимофея епископа Александрийскаго, на Вопрос 15), и даже смотреть на иных жен с вожделением (Мф. 5:28).

Совсем уже вольное предписание встречается в следующем утверждении нового Катехизиса: "Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод". Это утверждение устанавливает ничем не ограниченное число поводов к разрушению семьи - "малой Церкви".

В Церкви не существует соответствующего чинопоследования расторжения брака. Слово "разводится" является русским переводом церковнославянского слова "отпускает", но в современном лексиконе по аналогии с мирскими обычаями и законами, слово "развод" стало ложно пониматься как прекращение Таинства брака, с дозволением вступить в новый брак. К сожалению, это новое учение проникло и в церковные документы и в практику.

Так, на стр. 301 нового катехизиса порицаются пастыри, выступающие против разводов в тех или иных обстоятельствах, проповедуется допустимость разведённым вступать во второй брак, причём как «невиновной», так и «виновной» стороне после выполнения епитимии, а на стр. 199 в § 6.8 предлагается венчать таких прелюбодеев, что преподобный Феодор Студит обличал как прелюбодейную ересь, которая сегодня процветает во многих наших епархиях, где прелюбодеям выдаются справки, чтобы с ними идти под венец, и эта практика открыто пропагандируется через многие церковные СМИ.

Вопрос 3. Совершается ли Таинство Брака над прелюбодеями, подаётся ли им в Таинстве благодать Святого Духа?

Этот вопрос вызывает ужас у священников и архиереев, причастных к подобным преступлениям, от понимания неизбежного личного ответа на Страшного Суде, на котором мы все будем судимы Богом не по новому катехизису или «социальной концепции», а по заповедям Господа нашего Иисуса Христа.

Вопрос 4. Допускаются ли «разведённые» к Таинствам до покаяния?

В Катехизисе указывается: "Развод осуждается Церковью как грех (примечание: Слава Богу! Прорвалась правда на страницы Катехизиса! Но далее пишется нечто иное…) <...> К сожалению, иногда по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве Брака, и уберечь единство семьи. Желая спасения грешников, Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния вновь допустить их к Таинствам."

115 Правило Карфагенского Собора говорит: Постановлено: да по евангельскому и апостольскому учению, ни оставленный женою, ни отпущенная мужем, не сочетаваются с другим лицем: но или тако да пребывают, или да примирятся между собою. Аще пренебрегут сие: да будут понуждены к покаянию. Потребно есть просити, да будет издан о сем деле царский закон. Таким образом, Церковь допускает применение принуждения к восстановлению целостности семьи. В 3 Правиле Василия Великого говорится: Вообще же истинное врачевание есть удаление от греха, а грехом назван развод. Так как причащающиеся недостойно делают это в суд себе, оттого многие болеют и умирают (1 Кор 11: 29–30), то в этот текст следует внести уточнение: "Церковь дает им возможность исправления и готова после покаяния и соединения семьи вновь допустить их к Таинствам." Впрочем, это относится к случаю, когда оба супруга упорствуют в своём желании развестись. Если же один остаётся верным, а другой упорствует в грехе, то нужно смотреть вину каждого из супругов согласно 35 Правилу Василия Великого и 87 Правилу 6 Вселенского Собора.

Вопрос 5. Можно ли венчать второбрачных?

4 правило Василия Великого говорит: НЕТ, но следует отлучать таковых на определённый срок, а новый катехизис на 199 стр. говорит ДА, можно именно венчать, что «совершается чинопоследование венчания второбрачных». В этой главе катехизиса умалчивается о том, что во второй брак могут вступать только овдовевшие супруги.

Вопрос 6. Можно ли венчать троебрачных?

Новый катехизис на этой же странице говорит ДА, по усмотрению архиерея, «если предыдущие браки были заключены до сознательного прихода в Церковь». При этом новым понятием «сознательный приход в Церковь» вводится суррогатная подмена единого крещения во оставление грехов. А что говорят святые каноны? «На троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковыя дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшыя, нежели распутное любодеяние» (50 правило святителя Василия Великого).

Вопрос 7. Можно ли сочетать волков и овец, с частью Христовою жребий грешников?

Излагаемая в Катехизисе (стр. 300) историческая практика браков с «инославными» не соответствует 72-му правилу VI Вселенского Собора: "Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися».

Сторонники экуменизма там же на 300 стр. находят «возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами», толерантно признав их не еретиками и насаждая религию антихриста и смешение вер в крайне опасной форме на семейном уровне, в «малой Церкви».

Хороший пример точному следованию 72 Правилу VI Вселенского Собора нам подаёт Грузинская Церковь, отказавшаяся в том числе и из-за нарушения этого канона ехать на Критский Собор (см. Протокол заседания Священного Синода Грузинской Церкви от 25 мая 2016 г).

Вопрос 8. Можно ли называть гражданское сожительство браком?

На 299 стр. указывается: "Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». Вероятно, к таким духовникам отнесли архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который в своей книге "Опыт построения исповеди" так учит: "Есть грехи и явного блуда: если кто из приносящих покаяние живет в брачном союзе, не освященном таинством Церкви, кайтесь с горькими слезами покаяния, ибо вы проводите жизнь в блуде"!

Следует заметить, что недопустимо нигде в Катехизисе называть словом "брак" гражданскую регистрацию или иные формы сожительств, не освященных таинством Церкви, так как это запрещает 26 Правило Василия Великого: "Блуд не есть брак, и даже не начало брака".

Заключение

Святитель Игнатий Брянчанинов в работе «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви» ещё 150 лет назад писал в заключении: «Главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила cвятых Апостолов, Cоборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени и форме».

Этот вывод в полной мере можно применить к изложенному в проекте нового Катехизиса Русской Православной Церкви учению о браке. Поэтому считаем необходимым рассмотреть на ближайшем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви вопрос о замене текста раздела Х.2 и Х.3 Основ социальной концепции, и авторам нового Катехизиса внести необходимые изменения в § 6.8 Таинство Брака. Соответствующие формулировки правок изложены в проекте Итогового документа настоящей конференции. Призываем также предпринять необходимые меры по устранению нововведений и искажений брачного права в церковной практике Русской Православной Церкви.

Всё это необходимо сделать и не молчать, чтобы гнев Божий не обрушился на нас и кончина мира не приблизилась к нам вплотную, ибо Господь Бог дал нам грозное предупреждение: Удобее же есть небу и земли прейти, неже от закона единой черте погибнути. Всяк пущаяй жену свою и приводя ину, прелюбы деет: и женяйся пущенною от мужа, прелюбы творит (Лк 16: 17–18).

Аминь.

Вячеслав Балакин 




Возврат к списку