Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Протоиерей Всеволод Чаплин: «России надо избавиться от ложного благоговения перед былым могуществом Ватикана»

Кирилл и папа - 2_.jpg

Папа Франциск в России — дело решенное?

Визит в Москву госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина вроде бы не произвел сенсаций. Однако дипломатия папского государства умеет ждать, надеясь отвоевать стратегические позиции в обмен на сиюминутные, быстро забывающиеся символы «любви и дружбы». Похоже, российская церковная дипломатия упросила и дипломатию светскую, и сам Ватикан публично не говорит ни слова о возможности визита папы Франциска в Россию, несмотря на то, что сам он ранее не исключал посещения и нашей страны, и Украины. Была даже устроена специальная пресс-конференция, на которой и представитель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов), и генсек «католической» епископской конференции в России священник Игорь Ковалевский вовсю отрицали планы визита понтифика на русскую землю. Впрочем, православный публицист Игорь Друзь, политэмигрант с Украины, сразу напомнил, как тот же отец Стефан отрицал планы проведения встречи Патриарха и папы за две с небольшим недели до того, как она состоялась в Гаване. Конечно, презумпция недоверия в данном случае навсегда останется абсолютной.

Полагаю, что идея папского визита все-таки существовала и аккуратно обсуждалась еще до приезда Паролина. Однако и светскому, и церковному руководству стало ясно: такой визит чреват многовековым расколом в Русской Православной Церкви. И дело не только в том, что многие в ней не считают нынешних сторонников Ватикана христианами, а тем более «католиками», относя это слово (в греческой версии «кафолики») только к православным людям.

Отнюдь не решена, а лишь усугубляется проблема агрессивного расширения униатства — системы, скрывающей лояльность Риму за ширмой «православных» обрядов. Сегодня уния активнейшим образом распространяется на востоке и юге Украины, где ее никогда не было. Утверждается она и через капелланство в вооруженных силах этой страны — на фоне системного недопуска туда священников канонической Украинской Православной Церкви. Есть попытки экспансии унии в Белоруссии. В июле проведен и конгресс униатской «Русской византийской католической церкви» — структуры достаточно маргинальной, но уже наметившей в своей резолюции «проведение регулярных конференций священнослужителей, заботу об обучении и формации семинаристов, <…> упорядочение процесса приема новых членов, установление более тесных связей между приходами внутри и вне России, а также сбор средств». Любопытно, что среди участников конгресса упоминаются имена двух бывших сотрудников ОВЦС, один из которых давно перешел в унию, а второй, судя по всему, находится на перепутье.

Ватиканские поползновения

Ведется и тихая миссия среди прозападной российской интеллигенции — в свое время, отвечая за переговоры с Ватиканом, я советовал тамошним дипломатам и клирикам делать разницу между католиками и «православными протестантами». Именно последние в 90-е и 2000-е годы в некотором количестве пришли в костелы, духовно попрощавшись с ненавистной Россией и ее «посконной» верой. Впрочем, надежной опорой для новообретенной конфессии они так и не стали: значительная часть уехала на Запад и ведет там полурастительную жизнь, иные пошли духовно странствовать дальше — в протестантизм, иудаизм, а чаще всего в пассивное либеральное неверие.

Произнося проповедь перед прихожанами собора Непорочного зачатия в Москве, глава ватиканского правительства намекнул им, что проявлять вызывающую миссионерскую активность не стоит. Вспомнив выражение католического деятеля XIX века Джона Генри Ньюмена «деликатный свет», кардинал Паролин сказал, что свидетельство веры «надо рассматривать как образ собственной жизни, изменившейся вследствие встречи со Христом, а не как озабоченность о созидании и укреплении некоей институции или о преумножении какой-то группы». Словом, явно настаивать на расширении «католической» общины ее российским адептам не надо.

Впрочем, во вторник Паролин заявил, что видит «положительную динамику» в развитии идеи о визите папы Римского Франциска в Россию, но одновременно — в лучших традициях ватиканской осторожности — предположил, что предстоит еще большая работа, прежде чем это произойдет. Понимай как хочешь.

Любопытно, что 24 августа, подводя итоги визита, кардинал приоткрыл одну сторону переговоров, которая ранее не очень активно освещалась: он поставил перед властями России вопрос о малом количестве костелов. «Католические общины, — сказал ватиканский премьер, — в некоторых местах испытывают серьезные трудности, поскольку не имеют мест для отправления культа. Есть общины, которые собираются в квартирах». Если в том или ином месте в приходе наличествует человек 10—20, то почему бы им не собираться в квартире? Да, исторические костелы, в том числе один попавший в Москве под приватизацию, неплохо бы вернуть ради восстановления справедливости. Но в большинстве случаев «квартирные» общины располагаются в городах, где у Ватикана никакой паствы исторически не было. Настаивал ли кардинал на строительстве новых костелов «в обмен» на улыбки и принесение мощей?

Путин не передал через Паролина приглашения Франциску посетить Россию (про папу Иоанна Павла II в 2002 году говорилось о готовности пригласить «в любую минуту» при согласии Православной Церкви). Однако визит госсекретаря происходил по приглашению российского государства. Контакты с Ватиканом во многих странах считаются важными — но если для католического мира это естественно, то в православном особое внимание к «Святому Престолу» можно назвать данью инерции.

«Нужно требовать ответных уступок в деле сдерживания унии»

Для ведущей бюрократии Брюсселя и Страсбурга Ватикан — непрощаемый исторический враг, и посредником в ее отношениях с Россией он быть не может. В случае трамповской администрации такое посредничество тем более немыслимо. Помощь страдающим людям в Сирии или Ираке религиозными общинами оказывается скорее символическая. А вот для серьезных переговоров нужно наладить контакт не только с Асадом и поддерживающими его религиозными кругами, а и с оппозицией, в том числе настроенной на более жесткое следование исламским порядкам либо на фрагментацию Сирии. Не все эти люди — террористы. И для разговора с ними скорее нужно объединять усилия традиционных православных и исламских лидеров, Эрдогана, иорданского короля Абдаллы, курдских организаций, Израиля и, в конце концов, того же Ватикана, но не в ключевой роли, которую он на Ближнем Востоке никогда не играл.

Украинская тема также требует приведения за стол переговоров не только руководителей ДНР и ЛНР, но и тех политических сил, лидеры которых оказались в тюрьмах или в эмиграции — возвращение их в киевскую политику должно стать главным условием приемлемости политической части Минского процесса. Иначе мир, основанный на закреплении несправедливости, никогда не станет прочным. Ватикан в данной ситуации вряд ли будет надежной опорой: доступа к пророссийским силам на Украине и в среде политэмигрантов у него нет, а вот ключевую роль униатов на Майдане все хорошо помнят.

Остается Венесуэла — и озвучивание Паролином тамошних проблем в Москве довольно объяснимо, ведь Николас Мадуро одерживает победу, а «католическая» иерархия, да и сам Ватикан сделали ставку на его свержение. В этом случае, конечно, нужно требовать ответных уступок в деле сдерживания унии, а не просто делать политические подарки.

В общем, отношения России и Ватикана стоит воспринимать весьма прагматически, но и одновременно не забывать того, что в Западной Европе, в сердце исторической Римской церкви, ее преемники стремительно теряют позиции. На грани краха находится былая экономическая и политическая роль Ватикана, мельчает его бюрократия — Паролин является одной из последних глубоких и самостоятельных фигур. Нарастает внутреннее недовольство ультралиберальным курсом папы Бергольо. Все это делает заинтересованной стороной скорее Ватикан, а России надо избавиться от ложного благоговения перед его былым могуществом.

Источник




Возврат к списку