Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

«Византия» наносит ответный удар

Своей встречей с митрополитом Корнилием Путин послал прозрачный намек реформаторам из РПЦ

Вован и Корнилий - 2_.jpg

Нам не раз уже приходилось отмечать, что экуменическая и реформаторская политика нынешнего предстоятеля РПЦ и его команды напоминает действие хорошо отлаженной и неумолимой машины: протестуй, не протестуй, все равно получишь тот же результат, что и раньше, а именно: машина продолжит двигаться вперед, что бы ни случилось. Иногда, правда, бывают сбои, как, например, в прошлом году, когда случилась «непоездка» делегации нашей Церкви на пресловутый Критский собор, давно и тщательно подготовленная. А ведь так хотелось! Это случилось аккурат в тот момент, когда многие из числа ревностной православной общественности совсем потеряли надежду. Они оказались посрамлены, ибо главная надежда всех истинно православных людей – это Сам Господь, упование на Его всегда чудесный и неизреченный Промысел. Тогда молва, субъектом коей были отнюдь не только совсем простые и не информированные люди, приписала роль «фактора Х» в этом нежданном событии вмешательству Президента Путина, успевшего пообщаться с афонскими старцами как раз накануне открытия Критского совещания и услышать от них некое слово духовного наставления. А наш сугубо светский правитель, как известно, с большим почтением относится к духовным авторитетам. Особую пикантность встрече президента с афонитами тогда придавало то, что именно из их среды доносились наиболее жесткие критические замечания в адрес документов, которые планировалось принять на Крите, а главный модератор процесса со стороны РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) не был допущен в то помещение, где Путин встречался с духовными авторитетами Афона с глазу на глаз.

В этом году события в РПЦ и вокруг нее привлекли к себе внимание широкой общественности также накануне лета. Однако если в прошлом году эта самая широкая общественность узнавала про Критское совещание в основном из тех СМИ (главным образом электронных), которые специализируются на религиозной проблематике, то в году текущем информация распространялась через ведущие федеральные каналы и информационные агентства, уделившие привозу частицы мощей святителя Николая в Россию такое внимание, какого давно уже не удостаивалось ни одно событие, значимое для жизни Церкви. Достаточно сравнить эту ситуацию с той степенью внимания со стороны ведущих СМИ, какая имела место хотя бы во время привоза в Москву Пояса Пресвятой Богородицы. Да, внимание было, но далеко не такое. Хорошо зная, как устроена российская реальность, мы прекрасно понимаем, что такая «раскрутка» информационного повода в ведущих СМИ невозможна без прямой отмашки со Старой площади, а в наших навязчивых аналитических снах нам приснилось, что сия отмашка была дана по настойчивой просьбе самых высоких и ответственных людей из Патриархии.

Все бы ничего, но было невооруженным взглядом заметно, что вовсе не подчеркивание благочестия нашего православного народа (готового выстоять многокилометровую очередь, чтобы приложиться к святыне) было здесь главной целью информационной кампании. Даже очень умеренные и осторожные журналисты, совсем не стремящиеся вступать в конфронтацию с любимым начальством, были вынуждены признать, что привоз частицы мощей необычайно почитаемого в России святителя «сопровождался откровенной пропагандой католицизма со стороны официальных церковных чиновников». Мы бы выразились чуть иначе: это была пропаганда не католицизма, а экуменизма, то есть столь любимой нынешним патриархом и его ближайшим окружением идеи все большего сближения с папистами, перевода этого сближения на качественно новый уровень. Реакция не замедлила: слух о скором приезде в Россию папы Франциска сопровождал привоз мощей и сопровождавшую его информационную кампанию практически с самого начала. Тем более, что заявления однозначно экуменического характера вполне откровенно делались как с католической, так и с «православной» стороны. При этом все известные нам телефоны ОВЦС упорно молчали, а люди, которых уж никак не отнесешь к маргиналам или даже искренним и адекватным ревнителям веры, на наш вопрос касательно достоверности слухов меланхолически отвечали: «Конкретно ничего не знаю, но похоже на то», причем с очень незначительными вариациями. Все, кто умеет считывать «картинку» (а для журналиста это один из главных профессиональных навыков), были сильно напряжены.

И тут вступил в дело пресловутый «фактор Х»: президент Путин встретился с главной российских старообрядцев митрополитом Корнилием. Могут, конечно, сказать, что встреча носила чисто протокольный характер и нечего, дескать, тут конспирологию разводить. Тем более, что произошла она накануне дня Ангела митрополита, и президент просто решил его поздравить. На это можно заметить следующее. Во всяком событии надо видеть не просто поверхностную фактуру, но, так сказать, всю его содержательную глубину. Кроме того, существует такой фактор, как неповторимый стиль нашего президента, его особая склонность к посыланию медийных мессиджей всем «заинтересованным товарищам». Особое очарование этого стиля заключается в том, что никто, кроме самого «автора», никогда не знает, чем это закончится: ограничится ли Путин этим «приколом по пиару» (или «пиаром по приколу») или же сделает что-то в самой реальности. Имея в виду неожиданное для многих «взятие» Крыма или начало военной операции в Сирии, исключать такую возможность нельзя никогда.

В означенной встрече с главой старообрядцев важен не сам ее факт (такая встреча была не первой). Важен, во-первых, временной контекст, а во-вторых, те подарки, которыми обменялись участники. Президент мог подарить митрополиту что угодно. Но житие святителя Николая в дореформенном издании (для чего пришлось пожертвовать каким-то весьма ценным книжным раритетом, видимо, из государственных хранилищ) – никак не могло быть случайным. Экуменисты из РПЦ захотели сыграть на благочестии нашего народа, на его любви к святителю, имея в виду свои цели, более чем далекие от православного благочестия. Президент, естественно, продемонстрировал, что он тоже благочестивый человек, приехал и приложился к мощам (хотя известно, что частиц мощей святителя в московских храмах достаточно, а здесь была привезена именно частица, весьма грубым способом отделенная от мощей). Но при этом сделал жест, значение которого, на наш взгляд, очевидно. Особенно в сочетании с его положительной резолюцией на просьбе старообрядцев отметить на общегосударственном уровне 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума (почитаемого старообрядцами как священномученик и исповедник), которое будет отмечаться в 2020 году.

Все эти недвусмысленные жесты президента крайне значимы не только в контексте общероссийской политической ситуации, но и с точки зрения тех процессов, которые имеют, казалось бы, чисто внутрицерковное значение. Ведь кто такие старообрядцы? С позиций общецерковного «мейнстрима», можно сколько угодно признавать значение Аввакума, как незаурядного писателя, внесшего весьма значимый вклад в древнерусскую словесность. Но при этом никак невозможно отрицать и другое: он и его ближайшие сподвижники были как раз теми «неумными ревнителями», с обличения которых еще в 2009 году патриарх Кирилл начал свое предстоятельское служение. В этой проповеди есть слова, которые можно было бы напрямую применить к Аввакуму. Это те самые слова патриарха Кирилла, которые в свое время вызвали столь болезненную реакцию среди чад РПЦ, где именно уклонение в раскол (оправданное религиозной ревностью, отстаиванием истинной веры), а вовсе не какие-то вероучительные искажения объявляется главным признаком ереси. Причем, причина такого уклонения, согласно предстоятелю РПЦ, лежит в отсутствии любви. А вот присутствие оной, внушенной Святым Духом, по его мнению, как раз и позволит нам рано или поздно соединиться с папистами, невзирая на столь досадное препятствие – «богословские расхождения». То есть, с точки зрения «никонианской» традиции, представляемой патриархом Кириллом, «ревнитель» протопоп Аввакум – еретик и раскольник одновременно! И именно в почтении к этому ревностному раскольнику расписывается Путин, да еще при этом словно нарочно, прямо говорит о мире в обществе, называя неистового протопопа «писателем» и «культурным человеком»!

Итак, в ответ на экуменическую пропаганду, откровенно привлекающую великого святителя и чудотворца себе в союзники, президент подчеркивает свое уважение к самому типичному ревнителю в истории русской Церкви и недвусмысленно демонстрирует, что почитание святителя Николая (а его на Руси почитают, пожалуй, более всех святых) никак не является исключительной прерогативой экуменистов и церковных реформаторов. Надо ли пояснять, какой недвусмысленный мессидж послан ученикам митрополита Никодима, по сравнению с которым патриарх Никон (чья не вполне удачная реформаторская политика как раз и породила церковный раскол на Руси) – настоящий ревнитель истинного благочестия!

Если при этом не забыть, что в качестве старообрядца позиционирует себя любимый банкир главного экумениста страны Леонид Севастьянов, сыгравший немаловажную роль в осуществлении непрозрачных связей между РПЦ и Банком Ватикана, и при этом еще держать в памяти недавний крах основных «церковных» банков (включая обанкроченный «Пересвет», затем успешно «спасенный» финансово-коммерческими структурами, близкими к Президенту), то станет вполне очевидным, что до конца не проясненный содержательно-смысловой (а отнюдь не только медийный) замес вокруг встречи получается весьма серьезный.

Владимир Семенко




Возврат к списку