Новости и комментарии

27.06.2017 Экуменическое богослужение в Санкт-Петербурге с участием клириков РПЦ. 2017 год

27.06.2017 К нам едет... не ревизор, а кардинал! Зачем?

26.06.2017 Апофеоз экуменизма. Лидеры крупнейших мировых религий призвали заводить друзей и видеть образ Божий в каждом

25.06.2017 В Москве тысячи мусульман совершили молитву по случаю Ураза-байрама

23.06.2017 СНЯВШИ ГОЛОВУ, ПО ВОЛОСАМ НЕ ПЛАЧУТ. МИД ГРЕЦИИ ОСУДИЛ ЧТЕНИЕ КОРАНА В СОБОРЕ СВЯТОЙ СОФИИ

23.06.2017 Британский раввин призвал к терпимости в отношении гомосексуализма в нарушение Торы

23.06.2017 Элладская Православная Церковь созывает чрезвычайный Архиерейский Собор по вопросу о преподавании религии в школах

21.06.2017 ПАТРИАРХ ИЛИЯ II ФАКТИЧЕСКИ ПРЕДЛОЖИЛ ВОССТАНОВИТЬ В ГРУЗИИ МОНАРХИЮ, ДЛЯ НАЧАЛА - КОНСТИТУЦИОННУЮ

21.06.2017 Научное собрание потребовало раскрыть все документы идущего следствия и провести суд над цареубийцами, отложив вопрос о «екатеринбургских останках»

16.06.2017 По следам Гаваны, или Мечты униатов о своей «русской церкви»

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Остановим акт антицерковного вандализма!

Заявление редакции журнала и сайта «Благодатный Огонь» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

носенко_.jpg

Главный редактор «Благодатного огня» С.И. Носенко

Редакции сайта «Благодатный Огонь» стало известно из нескольких источников о разработанном недавно новом документе «Упорядочение практики совершения приходского богослужения». Содержание этого обновленческого по своей сути документа сводится к фактическому упразднению действующего Типикона и замене его на богослужебные правила, которые каждый епископ должен будет утвердить в своей епархии – с учётом местных особенностей и традиций, а также «пожеланий» отдельных приходов.

Нам известно также о несогласии с этим документом многих архиереев. Однако специфика обсуждения нового «приходского» богослужебного Устава заключается в том, что документ распространяется «СТРОГО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО» и станет известен православной общественности лишь после его утверждения на Архиерейском Соборе или Священном Синоде (если, не дай Бог, такое случится).

Подобное тайное принятие решений, имеющих отношение к жизни всей полноты Русской Церкви, в последние годы стало нередким. Так, на последнем Архиерейском Соборе в феврале 2016 года Святейший Патриарх Кирилл объявил о подготовке к изданию нового Катехизиса, и даже назначил дату завершения его публичного обсуждения – сентябрь 2016 года. При этом Его Святейшество наложил строгий запрет на обсуждение его содержания в публичном пространстве. В результате ни один архиерей и ни одна Духовная школа не смогли до указанного срока принять участия в обсуждении нового Катехизиса, не получив личного разрешения от митрополита Илариона (Алфеева), который получил право выдавать «секретный» текст лишь после официальной просьбы в обращении на его имя как Председателя Богословской Комиссии. Вероятно, в скором времени новый Катехизис, составленный и обсуждавшийся лишь в кулуарах ОВЦС, будет утверждён вместо «устаревшего» Катехизиса святителя Филарета Московского…

По мнению редакции «Благодатного Огня» обсуждение имеющих общецерковное значение документов, таких, как новый Катехизис или реформация традиционного православного богослужения (отмена Типикона), должно проводиться открыто. Эти темы не представляют собой «военную тайну», ибо Русская Православная Церковь – это не закрытая масонская ложа. К обсуждению на уровне Синодальных Комиссий и Межсоборного Присутствия должны привлекаться представители всей соборной полноты Церкви. Можно лишь выразить сожаление, что многие подобные вопросы решаются у нас «тайнообразующе».

Предложение будущему Архиерейскому Собору утвердить новый приходской сокращенный устав, раз, мол, службы по Типикону все равно не исполняются, будет иметь разрушительные последствия для нашего богослужения. Ведь и новый приходской богослужебный устав ленивые и нерадивые о богослужении настоятели также не будут соблюдать и начнут сокращать и т.д. и т.д. … «Нормой» все-таки должна быть норма, а не ее невыполнение. Иначе досокращаются до нуля. И в результате мы придем к тому, что происходит с богослужением на Западе: месса за 20 минут.

Отрицательный пример дали греки, поломавшие свой устав введением в XIX веке уродливого отдельного «приходского». Так что принятие нового приходского богослужебного устава взамен Типикона, что сейчас кулуарно готовится, будет означать начало радикальных реформ богослужения Русской Церкви.

Никаких новых «облегченных» приходских уставов вводить не надо: Типикон должен остаться навсегда образцом проведения суточного круга богослужений и быть образцом для совершения православного богослужения. Это как и с Евангелием: мало кто способен исполнить все евангельские заповеди, но никто ведь не требует составить облегченную версию Нового Завета для нерадивых христиан. Так что если браться за обновление «старого» Типикона, не стоит ли внести заодно некие исправления и в Слово Божие? Замахиваясь на модернизацию Священного Предания, реформаторы не могут оставить нетронутым Священное Писание.

Очевидно, что это начало процесса разрушения православной традиции во всех сферах церковной жизни, – в богослужебном языке, в литургическом уставе, в церковном Предании. Остановить этот разрушительный поток обновлений и «реформ» будет крайне трудно и даже, пожалуй, невозможно.

Сегодня решается один из ключевых вопросов нашей церковной жизни – вопрос о том, дерзнем ли мы сделать первый шаг по пути пренебрежения многовековыми устоями нашей Матери-Церкви, дерзнем ли встать на путь погибельный – на путь обновленчества.

Инициатор этого скороспелого документа – узкая группа лиц, в отрыве от широких кругов церковного народа – духовенства и мирян – покушающаяся внести разлад или даже раскол в мирную жизнь нашей Церкви.

Нам хочется знать – кто конкретно предложил этот обновленческий «Проект» по реформации традиционного богослужения, который несомненно вызовет недоумение и смуту у всех православных верующих? Почему к обсуждению этого одиозного реформаторского «Проекта» не привлекаются не то что прихожане, но даже и духовенство Русской Церкви, и таким образом подавляющее большинство православных просто ничего не знает об этой готовящейся обновленческой богослужебной реформе!

В связи с этим напомним, что «хранитель богопочитания (ὑπερασπιςὴς τὴς ϑρησϰείας) у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его» (из Окружного послания Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 года).

Теперь всё будет зависеть от того, у многих ли наших архиереев, священников и диаконов хватит мужества сказать НЕТ обновленческим реформам и модернизации в Церкви. И сколько бы нас ни старались убедить: «Да что вы! Никаких реформ не будет!!!», – мы можем констатировать лишь одно: «Началось! И теперь будут всюду только давить на “пастырский долг” и “послушание”».

Сторонники реформирования нашего богослужения по сути проявляют протестантский подход – претензию на право критически переосмысливать Священное Предание и отвергать любые церковные традиции и святость того, что им представляется всего лишь ветхой изношенной оболочкой. Поэтому наш долг – бережно хранить драгоценную жемчужину нашей Православной Церкви – церковнославянское уставное богослужение, которое уже несколько столетий просвещает русский православный мiр и души верующих и является неотъемлемой частью церковного Предания Русской Церкви.

Нынешняя попытка реформации сложившегося за последние столетия православного богослужения – это не только ошибка, но и серьёзный удар по церковному единству, своего рода акт антицерковного вандализма и варварства. И эта тенденция вполне однозначно должна квалифицироваться как обновленчество. Более того, в наше время, когда народ переживает духовный и серьёзный экономический кризис, реформы богослужебные неизбежно вызовут большое смущение в народе Божием, и у монашествующих, и у клириков. И именно в это время Святейший Патриарх Кирилл обязан как зеницу ока хранить единство в народе Божием, пресекая нездоровые тенденции необдуманных и смущающих народ Божий реформ. Как раз об этой обязанности не допустить никакие богослужебные реформы Его Святейшество напоминал в своих речах накануне патриаршей интронизации 2009 года. Если данный реформаторский документ будет всё же одобрен Архиерейским Собором, то Патриарх Кирилл нарушит свое обещание[1].

Помимо всего прочего предложенный реформаторский документ имеет и антигосударственный аспект. Всем очевидно, что если в нынешнее неспокойное время в нашей стране произойдет церковная смута и нестроение в Церкви, вызванные необдуманной попыткой реформирования традиционного богослужения, то мы можем получить гремучую смесь либерально-обновленческого состава, которая может стать причиной раскола в Русской Церкви и тем самым подорвать устои российской государственности.

Итак, официального обсуждения готовящейся богослужебной реформы в Русской Православной Церкви до сих пор объявлено не было. Очевидно, что после принятия соответствующих реформаторских постановлений Архиерейским Собором или Священным Синодом никакое обсуждение станет уже невозможно.

Для предотвращения в Церкви возможных смут и расколов считаем необходимым обсудить данный обновленческий документ на епархиальном собрании каждой епархии нашей Русской Православной Церкви.

Редакция сайта «Благодатный Огонь»

Подробный разбор документа по реформе богослужения см. здесь.

Источник

[1] Напомним, что Святейший Патриарх Кирилл накануне своего избрания на патриарший престол в 2009 году дал обещание не допускать богослужебных реформ в Церкви: «Я выступаю категорически против любых реформ в Церкви... Россия дважды была научена, как нужно бережно относиться к традиции, особенно к богослужебной традиции... Первый урок – это старообрядческий раскол, а второй урок – пресловутое “обновленчество” 1920-х годов: и то, и другое взбудоражило Церковь, разделило людей, но ни то, ни другое не достигло целей, которые ставили реформаторы», – подчеркнул тогда патриарший местоблюститель митрополит Кирилл (29 декабря 2008 года, ИНТЕРФАКС).




Возврат к списку