
Новости и комментарии
03.07.2025
Зеленский лишил гражданства главу УПЦ митрополита Онуфрия
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Вопросы брака и семьи в контексте решений собора на Крите
Святые Петр и Феврония, Муромские чудотворцы. Широко почитаемы как покровители семьи и брака
Браку и семье посвящен принятый «Святым и Великим Собором» документ «Таинство Брака и препятствия к нему». Также эта тема затрагивается в Окружном послании, Послании Святого и Великого Собора Православной Церкви и документе «Миссия Православной Церкви в современном мире».
Та часть указанных текстов, в которой изложено евангельское, святоотеческое учение о браке и семье, встречает полное согласие со стороны православных христиан. Вместе с тем отдельные положения документа «Таинство Брака и препятствия к нему» противоречат учению Церкви, носят соблазнительный характер, вследствие чего текст в целом должен быть отвергнут как неправославный. Речь идет о фактическом дозволении для православных вступать в брак с инославными под видом «икономии»1, а также об утверждении, согласно которому содомиты, несмотря на свой грех, остаются членами Церкви2.
Прежде чем привести соответствующие формулировки текста, отметим, что проект документа «Таинство Брака и препятствия к нему» подвергся острой критике в ходе предсоборного процесса.
Достойна внимания и одобрения последовательная позиция Грузинской Православной Церкви, которая не подписала проект документа на совещании в Шамбези в январе 2016 г., а также подтвердила свою позицию на заседании Священного Синода 25 мая 2016 г. и в послании Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II к патриарху Константинопольскому Варфоломею (июнь 2016 г.). С точки зрения Грузинской Церкви, допущение неправославных к участию в таинстве Брака является нарушением 72 правила VI Вселенского Собора3. Подобное нарушение носит экклезиологический характер, поскольку искусственно расширяет границы Церкви Христовой, как бы причисляя к ней еретиков (ведь таинства Церкви могут совершаться только над ее членами). Также Грузинская Церковь выступила против формулировки документа об однополых союзах, предложив недвусмысленно осудить грех содомии и убрать утверждение о содомитах как членах Церкви4.
С критикой положения о возможности брака с инославными также выступили, например, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета Димитриос Целенгидис, болгарские священнослужители, монахи и миряне в письме к священноначалию от 23 февраля 2016 г., афонский монастырь Григориат, участники круглого стола в Кишиневе 12 июля 2016 г. В Русской Православной Церкви эта позиция была поддержана и обстоятельно изложена иереем Алексием Кнутовым и богословом Павлом Кузенковым5.
Видимо, именно под воздействием критики в итоговом документе было убрано следующее антиканоническое утверждение: Брак православных с инославными <…> может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви6.
Вместо этого в принятом документе относительно браков православных с инославными сказано: «Священный Синод каждой автокефальной Православной Церкви должен подходить к возможности применения церковной икономии относительно препятствий к браку в соответствии с принципами церковных канонов, в духе пастырской рассудительности, служа спасению человека».
Данная формулировка, как и исходная, вопреки правилам Церкви фактически разрешает браки с инославными. Очевидно, изменение предыдущей формулировки было лишь дипломатическим ходом, проявлением лукавства. То, что произошедшее следует трактовать именно таким образом, следует не только из логических умозаключений: почти сразу после Собора Румынская Православная Церковь приняла решение об официальном дозволении церковных браков с инославными7, при этом указав в том числе на условие, при котором дети в таких браках должны быть крещены и воспитаны в Православной Церкви.
Таким образом, впервые в истории Церкви на столь высоком уровне (как декларируется, «всеправославном») принято решение, противоречащее церковным правилам и дозволяющее брак с инославными.
Подобное вопиющее пренебрежение Священным Преданием носит совершенно отчетливо намеренный характер и не является случайной ошибкой. Более того, упразднение одного из препятствий к браку открывает возможность для более открытого и «легитимного» обсуждения и постепенной отмены других, еще более существенных препятствий. Например, в некоторых достаточно заметных группах клириков и мирян, принадлежащих к Константинопольскому патриархату и Православной Церкви в Америке, активно обсуждается возможность признания Церковью брака православных с нехристианами8 и даже «однополых союзов»9.
О том, что данные угрозы небезосновательны, опять-таки свидетельствует документ, принятый Критским собором. В нем говорится: Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов – как однополых, так и заключенных с противоположным полом, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. Церковь прилагает все возможные пастырские усилия, чтобы те из ее членов, кто вступает в такие союзы, достигли истинного понимания покаяния и любви, благословленной Церковью10 («Таинство Брака и препятствия к нему». I.10).
В тексте, таким образом, утверждается, что лица, находящиеся в «однополых союзах», являются членами Церкви. В этом свете фраза Церковь не признает возможным для своих членов <…> вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака11, получает совершенно скандальное и неприемлемое звучание, поскольку открывает прямой путь к признанию Церковью гомосексуальных «союзов».
Подобные соображения не являются плодом неумеренной фантазии «фундаменталистов» и «зилотов», но, к сожалению, находят фактическое подтверждение.
Так, на заседании Специальной межправославной комиссии по подготовке «Всеправославного Собора» весной 2015 года при обсуждении проекта документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» митрополит Иоанн (Зизиулас) из Константинопольского патриархата заявил, что в число видов дискриминации, которые должна осудить Церковь на соборе, входят преследования гомосексуалистов12.
В принятых документах Критского собора нет ясно высказанного осуждения греха содомии, хотя в свете нарастающей пропаганды гомосексуализма в современном мире данная тема, безусловно, должна быть отражена более содержательно.
Закономерно, что представители и апологеты ЛГБТ-сообщества увидели в решениях критского собрания значительно смягченное по сравнению с традиционным отношение к гомосексуализму, а также обратили внимание на то, что Церковь, согласно принятому документу, считает гомосексуалистов своими членами13. При этом формулировка в отношении гомосексуального союза несколько мягче (не позволяет), чем касательно двоебрачия и четвертого брака (которые категорически осуждаются), а также брака с нехристианами (категорически запрещается).
Таковы фундаментальные причины, по которым документ «Таинство Брака и препятствия к нему» должен быть категорически отвергнут. К ним можно добавить то, что в документе не рассматриваются должным образом или игнорируются многие актуальные вопросы, связанные с браком и семьей: например, отсутствие официального статуса у церковного брака в ряде стран с исторически православной культурой; попустительство блуду в виде практики причащения лиц, живущих в блудном сожительстве; распространенное в пастырской практике ложное толкование слов святого апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам (7, 14), противоречащее
72-му правилу VI Вселенского Собора14.
В связи с вышеизложенным на усмотрение священноначалия Русской Православной Церкви и Синодальной библейско-богословской комиссии предлагается:
1. Признать документ «Таинство Брака и препятствия к нему», принятый собором на Крите, не соответствующим православному вероучению и неприемлемым.
2. Направить по этому поводу послание представителям тех Поместных Православных Церквей, которые утвердили указанный документ, и призвать их отказаться от ранее принятого решения.
3. Дать богословско-каноническую оценку церковному законодательству и практике Синодального периода, когда в Русской Православной Церкви официально были разрешены браки с инославными.
4. Учесть представленные соображения при подготовке итоговой версии документа «О церковном браке», разрабатываемого Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви.
5. Рассмотреть возможность внесения изменений в ту часть Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, в которой говорится о допустимости браков с инославными.
_____________________________________
1 Там же. II. 5. ii.
2 «Таинство Брака и препятствия к нему», I.10.
3 Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен.
4 Синод Грузинской Церкви предложил поправки к трем проектам документов Всеправославного Собора // URL:http://www.pravoslavie.ru/94148.html
5 Кнутов Алексей, иерей, Кузенков П.В. Богословско-канонический анализ проектов документов Всеправославного Собора 2016 г. // URL:http://www.bogoslov.ru/text/print/4922388.html Отметим также точку зрения протоиерея Владимира Воробьева, высказанную в 1996 г.: Древняя Церковь <…> считала, что брак между православным и инославным невозможен потому, что истинный брак может быть только внутри Церкви. Если невозможно приступить к Святой Чаше вместе, значит, невозможно и таинство Брака. И разрешение смешанных браков являлось и является в наше время существенным компромиссом, существенной уступкой, и такой брак тоже все равно не считается полноценным, и напрасно настаивают и думают некоторые, что это вполне хорошо и ничего здесь нет сомнительного. <…> Если православный человек женится на неправославной или православная девица выйдет замуж за неправославного, то она, таким образом, теряет возможность приступить к Святой Чаше. И если она хочет вернуться к евхаристической жизни, то должна расторгнуть свой брак как православная сторона. См.: Протоиерей Владимир Воробьев. Православное учение о браке // URL: http://pk-semya.ru/novosti/item/5529-pravoslavnoe-uchenie-o-brake.html
6 Проф. Димитриос Целенгидис показывает абсурдность подобного обоснования: Если в венчаном браке не родятся дети, может ли, с богословской точки зрения, быть законным этот брак лишь под предлогом обещания инославного супруга будущих детей сделать членами Православной Церкви? См.: Богословская оценка профессором Фессалоникийского университета Д.Целенгидисом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» // URL:http://www.blagogon.ru/biblio/764/
7 Румынская Патриархия разрешила браки между лицами различных христианских конфессий // URL: http://www.sedmitza.ru/text/6438677.html
8 Fr. Robert M. Arida, Susan Ashbrook Harvey, David Dunn, Maria McDowell, Teva Regule, and Bryce E. Rich Response To The Pre-Conciliar Document On Marriage And Its Impediments // URL: https://publicorthodoxy.org/2016/05/06/response-to-the-pre-conciliar-document-on-marriage-and-its-impediments/ ; Rev. Dr. Nicholas Denysenko, Rev. Dr. Alkiviadis Calivas, John Klentos, Paul Meyendorff, Rev. Dr. Stelyios Muksuris, Lewis Patsavos, Teva Regule, and Rev. Dr. Philip Zymaris Pastoral Challenges For Marriage In Contemporary Orthodoxy // URL: https://publicorthodoxy.org/2016/05/06/pastoral-challenges-for-marriage-in-contemporary-orthodoxy/
9 Арида Роберт, протоиерей Угрожает ли Церкви разрешение однополых союзов? // URL: http://www.pravmir.ru/ugrozhaet-li-cerkvi-razreshenie-odnopolyx-soyuzov/
10 Выделение полужирным шрифтом – наше. Центр свт. Василия Великого.
11 См.: Главев Божидар, протоиерей Критский собор дал зеленый свет гомосексуалистам // URL: http://antimodern.ru/green-light/
12 Русская и Грузинская Церкви отказались подписаться под документом о равенстве извращенцев // URL: http://antimodern.ru/5-predsobornoe/
13 Natallia Vasilevich. The Holy and Great Council of the Orthodox Church and LGBTQI issues // URL:http://sobor2016.churchby.info/en/comments/the-holy-and-great-council-of-the-orthodox-church-and-lgbtqi-issues/
Отметим, что в адрес «Святого и Великого Собора» было направлено обращение Европейского форума ЛГБТ-христианских групп, при котором действует и некая «православная рабочая группа».
14 Так, слова неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим сегодня часто понимают как дозволение для православных на вступление в брак с неверующими, тогда как апостол Павел (1 Кор. 7, 13), святые отцы и правило Вселенского Собора относят эти слова только к той ситуации, когда один из супругов уверовал, уже будучи в браке.