Новости и комментарии
19.03.2024
В Болгарской Церкви избрали местоблюстителя Патриаршего престола
02.03.2024
Стамбульский патриархат выступил в поддержку “однополых браков”
16.02.2024
Греция стала первой православной страной, которая легализовала однополые браки
07.02.2024
Нападение на митрополита Банченского Лонгина: владыка-исповедник избит "неизвестным"
31.01.2024
НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА В АДЛЕРЕ ЛИШИЛИ САНА ПОСЛЕ НЕСОГЛАСИЯ СО СНОСОМ ЧАСТИ ЗДАНИЙ
31.01.2024
Управделами УПЦ раскритиковал католические ЛГБТ-инициативы
31.01.2024
Дело митрополита Леонида: повторное заседание Высшего общецерковного суда перенесено
29.01.2024
Бывший глава Африканского экзархата РПЦ отказался от участия в Церковном суде
Официоз
Состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора
Ватикан упорно следует по пути все большего соглашательства с мiром
Потерявшийся миссионер
Новое прочтение старой статьи протодиакона Андрея Кураева
Церковный борец с геями № 1 в обществе единомышленниц…
Протодиакон Андрей Кураев последнее время как никогда на слуху: то он в духе крайнего протестантизма объясняет чудо насыщения пяти тысяч пятью хлебами, то обвиняет архиереев в содомском грехе, то встречается с «Pussi Riot», наверное для того, чтобы показать, что сам-то совсем не такой, как те, кого он обличает … Мне же в свете этих событий все чаще вспоминалась статья, которую о. Андрей в свое время посвятил протоиерею Александру Меню, назвав его «потерявшимся миссионером». Думаю, что можно без комментариев привести несколько цитат из нее – как диакон Андрей Кураев из прошлого оценивает современную деятельность протодиакона Андрея Кураева:
«Миссионер всегда немного вне Церкви. Он обращается к людям, далеким от Церкви. Естественно, он должен говорить на их языке, использовать их способы аргументации и общения. Естественно, что при этом он сам испытывает встречное воздействие своей аудитории. Их язык становится его языком несколько в большей степени, чем хотелось бы, может быть, даже самому миссионеру. Его собственная, даже внутренняя речь, становится менее церковной…»[1]
«Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей. <…> Стремясь быть понятным, такой миссионер слишком упрощает и уплощает христианство. Христианство из «ряда противоположностей, соединяемых благодатью» (выражение Сен-Сирана), становится чем-то однолинейно-рациональным (естественно, по меркам рациональности той культуры, в которой проповедуется данная имитация христианства»[2].
«Миссионер старается сделать православие понятным. Но где-то есть грань между православной проповедью и православной пропагандой. Пропаганда появляется там, где проповедник заранее просчитывает эффект своих слов и заранее ждет аплодисментов. Он ставит православие перед аудиторией как некое зеркало и говорит: ну посмотритесь сюда, и вы увидите самих себя, увидите нечто свое. Вы увидите, что православие очень похоже на ту религию, которую вы хотели бы иметь для себя. Оно совершенно согласно с вашей системой «общечеловеческих ценностей». То, что вы цените в других системах, есть и в нашей лавочке. Только у нас это еще малость экзотичнее – заходите и берите»[3].
«Впрочем, и это еще не самое печальное, что может произойти с миссионером. <…> порой чувство меры изменяет. И тогда человек прислушивается не к требованиям Евангелия и Предания, а к ожиданиям своей аудитории. Он усваивает уже не язык, а взгляды своих собеседников. Тогда миссионер слишком далеко отходит от Церкви. И – теряется. Такими потерявшимися миссионерами и создаются ереси»[4].
И такая цитата – фантазия диакона Андрея о том, что случилось бы с отцом Александром Менем, если бы жизнь его трагически не была оборвана: « Его объявили бы новым Сахаровым, «совестью эпохи», его растаскали бы по митингам, «коллективным письмам» и предвыборным кампаниям. Лозунг «Голосуй или проиграешь!» был бы озвучен голосом о. Александра. Из него постоянно вытягивали бы негативные оценки деятельности Патриарха и «официального Православия». Его превратили бы в защитника сект. Ему, человеку бесконечно более умному, чем кружок московских «неообновленцев», пришлось бы из чувства партийной солидарности защищать их не слишком продуманные эксперименты и просто пошлости»[5].
В отношении протоиерея Александра Меня – это всего лишь фантастичное предположение, не особенно корректное, учитывая обстоятельства его гибели. А вот в отношении ныне здравствующих - никаких ассоциаций не возникает?
В завершение хотелось бы привести цитату из другой работы протодиакона Андрея Кураева: «Несводимость человеческой жизни к вещным характеристикам означает налагание запрета на осуждение. «Порицать - значит сказать о таком-то: такой-то солгал… А осуждать – значит сказать: такой-то лгун… Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни», - предупреждал авва Дорофей»[6]. Хотелось бы надеяться, что духовный кризис, в который вступил сейчас знаменитый миссионер, не оказался местом, в котором он безвозвратно потеряется.
Алексей Федотов, доктор исторических наук,
профессор Ивановского филиала Института управления
(г. Архангельск)
[1] Кураев А.В., диакон Александр Мень: потерявшийся миссионер // Кураев А.В., диакон Вызовы экуменизма. М., 2003. С. 178.
[2] Там же. С. 179-180.
[3] Там же. С. 180.
[4] Там же. С. 180-181.
[5] Там же. С. 219.
[6] Кураев АВ, диакон Лишний догмат: Filioque // Кураев АВ, диакон Вызовы экуменизма. М., 2003. С. 177.