
Новости и комментарии
28.06.2025
В Госдуму внесли законопроект о запрете рекламы магов, ведьм и тарологов
24.06.2025
Бесовский шабаш на Троицу: патриархия молчит, православные правозащитники протестуют
16.06.2025
Похищенного ТЦК настоятеля Почаевского скита отправили в военную часть
Архимандрита Пафнутия вывезли в одну из военных ...
30.05.2025
Антиканонический беспредел в Кипрской Церкви
Доктор Элпидофор Сотириадис выступил с уничтожающей...
07.05.2025
В штате США священников РКЦ официально обязали раскрывать тайну исповеди
07.05.2025
Бандитское государство против канонической Православной Церкви
На Украине действия полиции порой ничем не отличаются...
23.04.2025
Бог вмешался в историю: папа-идолопоклонник умер перед запланированным "объединением церквей"
01.04.2025
Сенсационный каминг-аут Дональда Трампа
18.03.2025
В Оптиной пустыни похоронен схиархимандрит Илий
11.03.2025
В Москве состоялось собрание Общественного Совета Национального Медиа-Союза
Официоз
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Рождественских Парламентских встречах
Священный Синод принял ряд кадровых решений
Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Потерявшийся миссионер

Новое прочтение старой статьи протодиакона Андрея Кураева
Церковный борец с геями № 1 в обществе единомышленниц…
Протодиакон Андрей Кураев последнее время как никогда на слуху: то он в духе крайнего протестантизма объясняет чудо насыщения пяти тысяч пятью хлебами, то обвиняет архиереев в содомском грехе, то встречается с «Pussi Riot», наверное для того, чтобы показать, что сам-то совсем не такой, как те, кого он обличает … Мне же в свете этих событий все чаще вспоминалась статья, которую о. Андрей в свое время посвятил протоиерею Александру Меню, назвав его «потерявшимся миссионером». Думаю, что можно без комментариев привести несколько цитат из нее – как диакон Андрей Кураев из прошлого оценивает современную деятельность протодиакона Андрея Кураева:
«Миссионер всегда немного вне Церкви. Он обращается к людям, далеким от Церкви. Естественно, он должен говорить на их языке, использовать их способы аргументации и общения. Естественно, что при этом он сам испытывает встречное воздействие своей аудитории. Их язык становится его языком несколько в большей степени, чем хотелось бы, может быть, даже самому миссионеру. Его собственная, даже внутренняя речь, становится менее церковной…»[1]
«Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей. <…> Стремясь быть понятным, такой миссионер слишком упрощает и уплощает христианство. Христианство из «ряда противоположностей, соединяемых благодатью» (выражение Сен-Сирана), становится чем-то однолинейно-рациональным (естественно, по меркам рациональности той культуры, в которой проповедуется данная имитация христианства»[2].
«Миссионер старается сделать православие понятным. Но где-то есть грань между православной проповедью и православной пропагандой. Пропаганда появляется там, где проповедник заранее просчитывает эффект своих слов и заранее ждет аплодисментов. Он ставит православие перед аудиторией как некое зеркало и говорит: ну посмотритесь сюда, и вы увидите самих себя, увидите нечто свое. Вы увидите, что православие очень похоже на ту религию, которую вы хотели бы иметь для себя. Оно совершенно согласно с вашей системой «общечеловеческих ценностей». То, что вы цените в других системах, есть и в нашей лавочке. Только у нас это еще малость экзотичнее – заходите и берите»[3].
«Впрочем, и это еще не самое печальное, что может произойти с миссионером. <…> порой чувство меры изменяет. И тогда человек прислушивается не к требованиям Евангелия и Предания, а к ожиданиям своей аудитории. Он усваивает уже не язык, а взгляды своих собеседников. Тогда миссионер слишком далеко отходит от Церкви. И – теряется. Такими потерявшимися миссионерами и создаются ереси»[4].
И такая цитата – фантазия диакона Андрея о том, что случилось бы с отцом Александром Менем, если бы жизнь его трагически не была оборвана: « Его объявили бы новым Сахаровым, «совестью эпохи», его растаскали бы по митингам, «коллективным письмам» и предвыборным кампаниям. Лозунг «Голосуй или проиграешь!» был бы озвучен голосом о. Александра. Из него постоянно вытягивали бы негативные оценки деятельности Патриарха и «официального Православия». Его превратили бы в защитника сект. Ему, человеку бесконечно более умному, чем кружок московских «неообновленцев», пришлось бы из чувства партийной солидарности защищать их не слишком продуманные эксперименты и просто пошлости»[5].
В отношении протоиерея Александра Меня – это всего лишь фантастичное предположение, не особенно корректное, учитывая обстоятельства его гибели. А вот в отношении ныне здравствующих - никаких ассоциаций не возникает?
В завершение хотелось бы привести цитату из другой работы протодиакона Андрея Кураева: «Несводимость человеческой жизни к вещным характеристикам означает налагание запрета на осуждение. «Порицать - значит сказать о таком-то: такой-то солгал… А осуждать – значит сказать: такой-то лгун… Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни», - предупреждал авва Дорофей»[6]. Хотелось бы надеяться, что духовный кризис, в который вступил сейчас знаменитый миссионер, не оказался местом, в котором он безвозвратно потеряется.
Алексей Федотов, доктор исторических наук,
профессор Ивановского филиала Института управления
(г. Архангельск)
[1] Кураев А.В., диакон Александр Мень: потерявшийся миссионер // Кураев А.В., диакон Вызовы экуменизма. М., 2003. С. 178.
[2] Там же. С. 179-180.
[3] Там же. С. 180.
[4] Там же. С. 180-181.
[5] Там же. С. 219.
[6] Кураев АВ, диакон Лишний догмат: Filioque // Кураев АВ, диакон Вызовы экуменизма. М., 2003. С. 177.