Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

Молитвенный Церковно-народный Собор

Молитвенный Церковно-народный Собор

(Лознице, Сербия)

Нынешний 2013 год в Сербии проходит под знаком празднования 1700-летия Миланского эдикта. Римский император святой равноапостольный Константин Великий в 313 году издал указ, по которому гонимым и лишённым прав христианам Римской империи даровалась свобода и равноправность вероисповедания. Указ был обнародован в городе Медиолане (нынешнем Милане), от чего и получил свое название. Причина празднования всехристианского юбилея Миланского эдикта самым торжественным образом и на государственном уровне именно в Сербии заключается в том, что родина святого Царя Константина – сербский город Ниш (в древности Наисус). По всей Сербии эта дата отмечается, в основном, Литургическими собраниями, научными чтениями, конференциями, концертами, драматическими постановками и тому подобными мероприятиями.

Между тем, с сожалением и обеспокоенностью следует отметить, что празднование годовщины Миланского эдикта часто злоупотребляется сербскими высшими церковными и государственными властями с целью продвижения и насаждения идеологии глобализма, экуменизма и неприкосновенной доминации римокатолицизма, или папизма, среди сербского народа. Такое злоупотребление основано на тенденциозном толковании Эдикта, согласно чему данная св. императором Константином христианам свобода вероисповедания представляется церковными властями как равноправность Православия со всеми другими конфессиями. Этим косвенно указывается на равночестную богоугодность разных вер, что, с точки зрения православного святоотеческого богословия, совершенно неверно и неприемлемо. Так смысл слов равноапостольного Константина «Всякий да верует, как его сердце желает» меняется на «Всё равно, кто во что верует». Это злоупотребление и фальсификация Миланского эдикта, без сомнения, достигнет своей кульминации осенью, когда на торжественной мессе в честь юбилея в Нише соберётся, по прогнозам и желаниям Ватикана, около 100 000 римокатоликов.

Однако, когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20). Истину и силу этих слов святого апостола Павла засвидетельствовало одно событие в Сербии в воскресенье 2 июня, в неделю о Самаряныне, накануне праздника святых царя Константина и царицы Елены в новооснованном монастыре святителя Николая Мирликийского, что в селе Лознице близ г. Чачка. В тот день епархия Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская в изгнании со своим архиереем, гонимым владыкой Артемием, торжественно и воистину православно отметила годовщину Миланского эдикта. Всё событие носило название «Молитвенный Церковно-народный Собор» и объединило около 2500 православных из центральной Сербии, из Воеводины, с Косова и Метохии, и из зарубежья – Республики Сербской, Черногории, даже из Австралии, Америки, Канады, России… Проявление духа соборности, православное исповедание веры, отвержение всех еретических заблуждений, верность Косовскому завету и истинная оценка значения Миланского эдикта для христианства – именно то, чего в большей или меньшей мере недостаёт всем остальным мероприятиям в честь юбилея, – и благодаря чему на этом освященном месте умножилась и на весь собравшийся народ обильно излилась благодать Божия.

Без-имени-6.jpg

Собор открылся архиерейской Литургией под начальством преосвященнейшего епископа Артемия в сослужении 34 священнослужителей и при участии 3 чтецов, за которой причастилось множество верующих. После краткого перерыва ради телесного укрепления начались Духовные чтения. Наряду с владыкой Артемием о Миланском эдикте и жгучем вопросе отнятия у Сербии святой земли Косова и Метохии говорили: протосинкелл Наум, настоятель монастыря преподобного Иустина Челийского в Бараеве близ Белграда, магистр права г-н Зоран Чворович, г-н Милое Стеванович, ктитор монастыря, в котором проходил Собор, д-р Десанка Крстич, сербка из Канады. В культурной части программы выступали дети из  Косова и Метохии, а также сестры-монахини. Были исполнены песни и прочитаны стихи, посвящённые распятому, тяжко страдающему Косову и Метохии. Звуки сербских гуслей и свирели наполнили атмосферу происходящего особой чудесной древностью. После Чтений все соборяне подкрепились на праздничной трапезе, во время которой также держали слово выдающиеся сербские патриоты из Косова и из сербского рассеяния.

Но несомненным венцом всего события явилось Соборное послание, полный перевод которого прилагается. В конце Чтений его обнародовал дипломированный богослов протосинкелл Максим, и на вопрошание Владыки о принятии Послания, народ утвердительно ответил долгими громогласными рукоплесканиями. По содержанию, силе, глубине и наказу для верующих Послание, без сомнения, становится в один ряд с более ранними посланиями православных иерархов и верного народа на православном востоке во времена, когда, как и теперь, нашей вере угрожала опасность от еретических лжеучений.

Этот Собор ещё раз засвидетельствовал, что воистину народ – хранитель веры и что православная Церковь в Сербии и свято-саввский дух в сербском народе покуда живы. Молитвенный Церковно-народный Собор в Сербии и принятое на нём Соборное послание могут служить примером и нам, православным верующим в России. В наше время разных философий и идеологий, которые не ведут в Жизнь вечную, нам необходимо храбро и с достоинством свидетельствовать и исповедовать веру наших славных предков – Веру Православную.

Мария Азадовская, специально для портала «Аминь.SU»

ПОСЛАНИЕ ЦЕРКОВНО-НАРОДНОГО СОБОРА В ЛОЗНИЦЕ

Православное празднование 1700-летия Миланского эдикта 313 г. 

Без-имени-8.jpg

Руководимые Духом Святым и с благословения Его Преосвященства епископа Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского в изгнании [господина] Артемия собрались мы сегодня, накануне праздника святого царя Константина и его матери святой царицы Елены на этом освящённом месте, в Лознице близ города Чачка, в исповедническом монастыре в честь святителя Николая Мирликийского. Великое множество священных лиц и верующего народа являют собой величественный Церковно-народный Собор, истинно православным образом отмечающий 1700-летие Миланского эдикта, принятого в 313 году.

Многочисленны причины для созыва такого великого Церковно-народного Собора: не только упомянутый юбилей Миланского эдикта, но, в первую очередь, многие отступления от правой веры, церковно-канонического и богослужебного порядка, умножающиеся, особенно в последнее время, в Сербской Православной Церкви, а также и болезненный вопрос отнятия у Сербии святой земли – Косова и Метохии.

Для присутствующего здесь верующего народа не является неожиданностью отступничество в Церкви, ведущее в погибель, ибо мы знаем пророческие слова апостола Павла: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4:1). Но знаем также и призыв этого же Апостола: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16:13). Особенно нам заповедано держаться ПреданияИтак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Сол. 2:15).

Потому сей Церковно-народный Собор принимает и обнародует

СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ

Охваченные немалым беспокойством, наблюдаем мы, как в нашей Церкви всё чаще нарушаются отеческое предание, каноническое благоустройство и даже, увы, её православное догматическое основание. Господь наш и Спаситель Иисус Христос, укрепляя учеников в познании веры, изрек: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14:27). Ввёл нас в познание веры, дабы никто не противился догматам благочестия и правоверия, но чтобы мы всем объявили проповедь Истины и разумели, что без поддержания правой веры нет мира в Церкви. Еже бо церькви не храмов просто зданья и светлости, но еже в них благочестивых исполнение и ими же они божестовное пенми и славословленьми угажают.[1] Потому и мы теперь здесь, прежде всего, восклицаем, славя Бога пророческим славословием: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса (Пс. 76:13-14).

„Первее убо вас, братие и чада, – говорил святитель Савва Сербский, – молю: возложив все упование свое на Бога, да держимся правыя веры Его прежде. Ибо, рече Апостол, никто не может положить другого основания, кроме положенного (1 Кор. 3:11) Духом Святым чрез святых Апостолов и богоносных Отцов, и сие есть: правая вера, на святых седми вселенских соборах утвержденная и проповеданная. И потому на сем основании святыя веры должно нам зиждить из злата и сребра и драгаго каменья, си есть добрых дел. Ибо ни исправность живота не пользует без правыя и просвещенныя веры в Бога, ни правое исповедание веры без добрых дел не может извести нас пред Господа, но потребны обое, дабы быти нам совершенными, якоже Отец … Небесный совершен есть (Мф. 5:48), а да не по недостатку (единого от тех двух) хромлет живот наш. Яко рече Апостол: Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26).“[2]

Движимы попечением и заботой о Церкви Христовой, Его непорочной Невесте, не имеющей пятна или порока (Еф. 5:27), привержены при этом словам апостола Павла: Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5), – держимся непогрешимого учения святых Отцов, запечатленного в священном Символе веры, да все единодушно исповедаем веру во Единственную, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь так, как нас Сам Господь Иисус Христос научил и передал через своих Апостолов и великих Отцов Церкви.

„Веруем, что Святый Дух учит Соборную Церковь, ибо Он есть тот истинный Утешитель, которого Христос посылает от Отца, … – учит чрез Святых Отцов и учителей Соборной Церкви.“[3] Благодаря именно этому, учение Церкви совершенно и непогрешимо. „Веруем, что члены Соборной Церкви суть все, и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую Веру Спасителя Христа (которую прияли мы от Самого Христа, от Апостолов и Святых Вселенских Соборов)“[4], и крещенные по православном обряду Церкви Божией. „Лишь Церковь имеет и показывает главную Истину всех миров. Всё, что вне Ея, как бы ни выглядело привлекательно и сладко, есть обман.“[5]

Всякое другое учение, по которому Церковь не Единственная, но еретические сообщества и секты вроде римокатоликов и протестантов присоединяются к ней в виде «сестры» или «второго лёгкого»; всякое учение, в котором присутствует новоизобретённая «теория ветвей», где Единственная Церковь не обладает полнотой благодати и истины, а лишь одна из ветвей на древе некой «универсальной надцеркви»; всякое учение, содержащее какую бы то ни было еретическую лжебогословскую теорию, поддерживающую или входящую в современную все-ересь так называемого экуменизма, – отвергаем, осуждаем и проклинаем как чуждое Священному Преданию Церкви и предаём анафеме.

Мнения и утверждения тех, кто еретика, главу государства Ватикан и римского папу называют «святым отцом», считая, что его «Дух Святый избрал» предстоятелем римокатоликов; тех, кто у римокатоликов и остальных еретиков признают благодать крещения и остальных обрядов, как и апостольское преемство; а также и поведение тех из Православной Церкви, кто с гордостью носят папские перстни и папские кресты, – осуждаем и отвергаем как противных непогрешимому святоотеческому учению Церкви.

Поступки и мнения участвующих во все-еретическом экуменическом движении и соучаствующих в так наз. Всемирном совете церквей; публично признающих себя экуменистами и молящихся вместе с еретиками, навлекая тем на себя проклятие святых Апостолов и Вселенских соборов, которые строго запрещают моления с еретиками даже и частным образом; соблазняющих этим неутвержденных в вере; а также участием в ложном «диалоге любви» релятивизирующих или попирающих догматы Православной Церкви – осуждаем и отвергаем как противоречащие учению Церкви Христовой. Ведь своё отношение к еретикам (а еретики суть все неправославные), Церковь Христова раз и навсегда определила через святых Апостолов и святых Отцов, то есть чрез священное Богочеловеческое Предание, единое и неизменное. В соответствии с ним православным запрещено любое молитвенное общение с еретиками. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? (2 Кор. 6:14-15). Святых Апостол Правило 45 наказывает: Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви: да будет извержен.[6]

Реформаторскую деятельность и протестантскую позицию и дух тех,  кто считают, что Таинства, особенно Божественная Евхаристия, не сохранились в Православной Церкви в первоначальном облике и, руководимые самоволием и отсутствием страха Божия, «дорабатывают» и меняют их чин, отвергаясь принятого от предшественников богослужебного предания; их старания ввести новый календарь в церковную практику и сократить и исключить посты – осуждаем и отвергаем как полностью противные вере Пророков, Апостолов и святых Отцов, чрез них переданной нам Самим Христом.

Потому вместе со святыми Отцами говорим: Пророцы яко видеша, апоcтоли яко научиша, церковь якоже прият, учителие якоже богословиша, вселенная якоже мудрствова, благодать якоже просия, истина якоже показася, лжа якоже отгнана бысть, премудрость якоже дерзну, Хриcтос якоже изобильной благодатию настави; тако мудрствуем, тако глаголем, тако проповедуем[7]: существует только Единственная, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, как и один Христос – глава Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), и вне Ея нет спасительной благодати Божией, нет истинной веры, нет спасения. Ведь, по словам святого отца Иустина Челийского, „Христианства нет вне Церкви“.[8] И так все единодушно и единогласно исповедуем, утверждаем и говорим: Си вера апоcтольска, си вера отечьска, си вера православных, си вера вселенную утверди.[9]

Мы „приемлем все Соборы в различные времена и в разных местах сошедшихся святых отцов для утверждения православной веры; от кого они отрекались, и мы отрекаемся, кого прокляли, и ми проклинаем.“[10]

Рассмотрев сие со всею тщательностью и изложив с уравновешенностью, молитвенный Церковно-народный Собор постановил, что никому не позволит другую веру нам проповедовать, домысливать, навязывать или о Церкви Христовой по-другому учить и мудрствовать. Кто же осмелится сочинять другую веру, или неправильно проповедовать, или преподавать другой Символ веры желающим из безбожия или какой ереси обратиться к познанию Истины, – таковые, если не покаются, но упорно пребывают в своих еретических заблуждениях, да будут отчуждены и удалены от Церкви и спасения, как уже и чужды и отсечены от Нея, если не исповедуют православную веру как должно, будь то патриархи, епископы и прочие клирики, монахи или миряне.

После выше исповеданной веры и осуждения ересей и еретических настроений призываем священноначалие Сербской Православной Церкви и всех, кто делом или словом запятнали себя ересью экуменизма, со вниманием отнестись к нашим словам и принародно покаяться, выйти из всееретического сборища, пресловутого Всемирного совета церквей, отвергнуть униатские и папофильские устремления, как и безбожные богослужебные реформы и разнородные нарушения Священного Предания. Дабы и далее не навлекали на себя осуждения Отцов всех семи Вселенских соборов и впредь своим еретическим исповеданием и деятельностью не отсекали себя от церковной полноты, призываем их своим покаянием способствовать, чтобы в Сербской Православной Церкви и шире установился мир и процвела любовь в соборном единообразном сослужении с единодушным исповеданием неизменной веры православной – такой, какую мы приняли от святых Апостолов и святых Отцов, через нашего святителя Савву.

Исходя из изложенного, считаем, что празднование юбилея Миланского эдикта, организованное так, как это запланировано официальными лицами Сербской Православной Церкви, на самом деле является его злоупотреблением. Миланский эдикт принёс свободу христианам и мир Церкви, и это великое дело святого равноапостольного царя Константина. Однако, Миланский эдикт не был ни тогда, ни сейчас призывом к объединению Церкви Православной с теми, кто находится вне Ея, то есть с еретиками и неверующими, как через это празднование пытается представить и протолкнуть административная верхушка Сербской Православной Церкви, упорствуя тем в экуменических устремлениях и так покоряясь своим ватиканским и глобалистским распорядителям, а не Христу и Его божественной науке. Административный верх СПЦ таким празднованием юбилея Миланского эдикта на экуменическом уровне извращает и подменяет сам эдикт, давая ему неверное, экуменическое содержание призывом к ложному объединению православных с еретиками. Вместе с тем официоз СПЦ в своём административно-экуменическом энтузиазме подвергает гонениям всех не согласных с еретическими устремлениями правоверных клириков и мирян. Потому обращаем внимание официальных лиц Сербской Православной Церкви на необходимость незамедлительного прекращения подобных мер, возвращающих Церковь вспять во времена до Миланского эдикта принятием на себя постыдной роли гонителей христианства, а ведь Миланский эдикт принят как раз против таких гонителей. О поношении Миланского эдикта официальными лицами Сербской Православной Церкви, а также и государства, красноречивее всего говорит их смычка, когда совместными действиями священников и полиции немилосердно поступают с беззащитными священнослужителями, изгоняя их из храмов и монастырей за то, что они противятся повреждению веры, богослужебного и, вообще, церковно-канонического порядка.

В связи с этим единодушно и соборно требуем от Архиерейского собора СПЦ официально отменить и без того ничтожные с точки зрения предания и канонов решения и обвинения против епископа Артемия, а также и против всех клириков и мирян подобным образом предпринятые неканонические меры.

Также призываем иерархию Сербской Православной Церкви занять недвусмысленную позицию по Косову и Метохии, ясно и открыто осудить все действия и все подписанные договоры, которыми Косово и Метохия отделяются от Сербии, а церковное право собственности постепенно передаётся в руки нехристиан, чему, к великому сожалению, она и сама различными уступками и ошибочными решениями содействовала. Косово и Метохия  как духовная колыбель сербского народа и ,,свидетельство о рождении” всякого православного серба составляют 15% территории нашего Отечества, оккупированного евро-американскими завоевателями. Согласно конституционно-правовому порядку, никто не имеет права подписать капитуляцию страны, так как этим отрекается её независимости и территориальной целостности. ,,Кто есть Сербин и сербскаго рода” не смеет ничем, нигде, никогда и никоим образом соучаствовать в дроблении, разбиении и изъятии косовско-метохийской земли из целокупности нашего Отечества, а в особенности тамошних многочисленных святых храмов и погостов. Поэтому официальные лица Сербской Православной Церкви обязаны потребовать от Правительства и Скупщины Сербии открытого и недвусмысленного провозглашения Косова и Метохии оккупированным краем.

Мы, участники сего Церковно-народного Собора, призываем: „Православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость, и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание.“[11] Ибо не должно забывать слов Спасителя: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:8). Апостолы именно поэтому непрестанно проповедали Евангелие, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22).

Правая вера жертвенна безусловно, потому что праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10:38). Мы же, по словам апостола Павла, не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души (Евр. 10:39). Итак, на общую радость, тот же Апостол заключает: оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:1).

В монастыре святителя Николая Мирликийского

 в Лознице близ Чачка

 в канун дня святых царя Константина и царицы Елены

 лета 2013 от Рождества Христова

 Предстоятель

Церковно-народного Собора

Епископ Рашко-Призренский и Косовско-Метохийский в изгнании

 +Артемий

[1] Успенский Ф.И. Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1893. С. 2.

[2] Из Беседы Святого Саввы о правой вере.

[3] Из Послания восточных патриархов о православной вере 1723 года.

[4] Там же.

[5] Преподобни отац Јустин, Догматика Православне Цркве, т. III. Ваљево, 2004. Сс. 62-63.

[6] Преподобный Иустин Челийский. [Ответ Святейшему Синоду] ”О заједничкој молитви за јединство”. Рукопись, с подписью и датой: 13/26 ноября 1974 г., доставлена через руководство монастыря Челие епископу Шабацко-Валевскому Иоанну.

[7] Из Деяний Святого VII Вселенского Собора, заседание 4.

[8] Преподобни отац Јустин, Догматика Православне Цркве, т. III. Ваљево, 2004. С. 35.

[9] Успенский Ф.И. Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1893. С. 9.

[10] Из Беседы Святого Саввы о правой вере // Жития святых, просиявших на Святой Горе Афон. Минск, 2004. С. 90.

[11] Из Сигиллиона 1583 г. // Никодим (Милаш), еп. Далматинский. Православное каноническое право. СПб, 1897. С. 450-453.




Возврат к списку