
Новости и комментарии
07.12.2019
Иерарх Фанара запретил священникам отказывать в причастии неправославным
05.12.2019
Владимир Семенко прочтет лекцию об экуменизме
04.12.2019
В РПЦ считают, что вскоре может быть объявлена уния Фанара и Ватикана
03.12.2019
БОЛЬШОЙ ЦАРСКИЙ ВЕЧЕР В МОСКВЕ
02.12.2019
В Москве пройдёт конференция о происхождении и актуальном значении идеи «Москва – Третий Рим»
02.12.2019
Греческие митрополиты призвали патриарха Варфоломея провести Собор по ПЦУ
26.11.2019
В Москве прошел Царский вечер, посвященный Великой княжне Ольге Николаевне
26.11.2019
Глава Фанара на Афоне убеждал братию в необходимости единения с католиками
21.11.2019
«Так продают веру»: православные патриоты выразили грекам протест против признания ПЦУ
Официоз
Патриарх Кирилл подверг критике проект закона о «домашнем насилии»
Патриарх Кирилл: Вопрос об отношении РПЦ к расколам решит Архиерейский собор
Священный синод РПЦ обсудит признание Александрийским патриархатом ПЦУ

Строительство храмов: кто бы возражал…

Письмо в редакцию
Действительно, для православного человека храм очень важен. И в условиях мегаполиса важно, чтобы храм был недалеко от дома, и на канон Андрея Критского ходить было близко, да и в воскресный день рано вставать и ехать через весь город утомительно. А тут прошелся пешечком и молись себе. Только по своему району я убеждаюсь, что строительство храмов пошло по какому-то другому руслу. Необходимо было набрать определенное количество площадок, чтобы построить запланированное количество храмов. И в этом деле мы наблюдаем, как живое дело, выполняемое снизу, становится нудной работой аля-советской командной системы. Пришла команда – все взяли под козырек. Пошли письма, управа выделила нужное количество участков: пустырей, расположенных вдали от метро, и церковные функционеры согласились, дабы не заморачиваться. Начались протесты, потому что храмы стали строиться порою в самых неудобных местах. Православные активисты выступили против темных продуктов советской эпохи – результаты на лицо: к примеру, нападение на православную журналистку. Самые активные батюшки взялись за быстрое возведение храмов, и в результате получаются крохотные храмики, наподобие тех, что возводили в трудные времена в Русском зарубежье. Строятся такие деревянные малютки, что настоятели, возведшие их за 3-4 месяца, так и говорят: «Это храм для престарелых и инвалидов, которые не могут ездить далеко». И, конечно, очевидно, что не один и не два года придется несчастным прихожанам давиться в этих храмах, падать в обмороки. Детки же будут получать «православное воспитание», проводя время во дворе. Я знаю такую «малютку» с репродукторами и песочницами – войти в храм в воскресный день просто невозможно.
Мы живем в православной стране, и неужели нельзя было довериться инициативе снизу и найти по одному хорошему участку вблизи метро, добиться их у начальства и построить доступные для населения этих районов большие соборы? А то люди устали от бесконечных супермаркетов, облепивших станции метро, как колонии всепожирающей тли. Неужели нельзя было добиться двух-трех участков вдоль каждой линии метро? Но, очевидно, что этого пришлось бы добиваться инициативным группам – никто бы так просто лакомые участки не отдал. Но в этом никто не заинтересован: страшны эти плохо управляемые активисты, да и, если подумать, действительно массовое строительство вызывает опасение у настоятелей старых храмов, сконцентрированных в центре. Кто будет ездить в центр, когда рядом стоит прекрасный и просторный храм?
Вот в результате этой вроде полезной кампании большинство москвичей будет вынуждено так же ездить далеко в центр. Построив маленький «временный» храм, редко какой настоятель подвигнется на то, чтобы строить большой: деньги, жертвовать никто особо не захочет, так как эта инициатива идет сверху, строительство очень дорого, да и гильдия настоятелей себя скомпрометировала в глазах православной общественности. Кроме того, молодые настоятели побаиваются больших храмов – неизвестно, доверят ли ему стать во главе такого большого храма, когда тот будет построен… Практика показывает, что в этих случаях находятся более любимые начальством батюшки, и в последнее время окрепли родственные связи в церковной среде. А даже маленький храм имеет свечной ящик, и стоит ли волноваться, что не все смогут попасть в храм, главное, что хотя бы некоторые смогут подойти к ящику и оплатить записки.
Но возведение этих православных «лилипутов» вызовет взрыв бесовской, мистической ненависти к Православию и, конечно, кампанию в печати на тему «Сколько храмов понастроили…»
К сожалению, можно констатировать, что «Программа-200» существенно не решит проблем простых людей.
Про свою семью могу сказать: это точно, нам также придется ездить в центр. Может, все-таки Церкви больше доверять простым людям, мирянам, опираться на инициативные «церковные низы», которые сумели бы добиться действительного решения проблем. Как добились передачи и восстановления многих ранее захваченных храмов в 90-ые…
Автор: Василий Хлебников