Новости и комментарии

>>>Все материалы данного раздела
>>>Все материалы данного раздела

Официоз

>>>Все материалы данного раздела
Выберите подраздел:

О покаянии

Канон_.jpg

Возлюбленные во Христе братья и сестры, впервые в этом году мы с вами слышим вдохновенные, мудрейшие, глубочайшие слова Великого покаянного канона святого Андрея Критского — и проникаем в свою душу, и сопоставляем ее теми словами Ветхого и Нового Завета, которые легли в основу размышлений критского пастыря. И всякий раз, когда мы приходим к покаянному времени Великого поста, мы видим бездну греха в своей душе — и, надеюсь, смогли увидеть бездну Божия милосердия.

Сегодня говорилось о том, что нам нужно бежать содомского горения, уклоняться от содомской земли, дабы не быть истребленными Божественным пламенем, огнем Божия гнева. Мы слишком привыкаем считать чем-то обычным, чуть ли не естественным, природным то греховное состояние человеческой души, которое окружает нас, которое очень часто поселяется в нашем сердце и в нашем уме. Но Господь призывает бежать от всего этого.

Настоящая жизнь не там, где грех. Настоящая жизнь там, где святость.

Мы должны убежать, подобно Лоту, от греховной жизни, от того, чтобы считать грех чем-то нормальным. И вот сейчас, сегодня с наших глаз спадает мрак привычки ко греху, привычки, которая очень поддерживается, к сожалению, во многих местах, где мы находимся и трудимся, а иногда и в наших семьях, на что люди часто жалуются. Насколько неправильно считать грех чем-то обыденным, обычным, приятным, и услаждать себя словами, подобными словам древнего фарисея, который говорил Богу: «Я лучше, чем мытарь, я не такой грешник».

Как только мы отказываемся от ложного убеждения в том, что грешить нормально и правильно, мы видим, как много грехов в нашей душе. Современному человеку очень важно почаще читать руководства о том, как надо исповедоваться, и почаще обращаться к таким текстам, как Великий покаянный канон святого Андрея Критского, чтобы увидеть, иногда неожиданно для себя: не успокаиваться надо, а ужаснуться, увидев, сколько прегрешений — делом, словом, помышлением — находятся в его жизни, оказываются в его душе. А мысленный грех ничем не лучше греха, который совершен деянием или словом. Если мы читаем внимательно Нагорную проповедь, мы видим, что внутреннее согласие на грех, который часто не совершается просто потому, что нет каких-то практических возможностей, уже означает совершённый грех. Уже означает, что человек готов сделать этот грех частью реальности, хотя и не обладает какими-то средствами, нужными для данного греха.

Только заглядывая в бездну наших грехов, сопоставляя эту бездну с нормой – святостью, мы можем сказать вслед за святым Андреем: «Ум острупися, тело оболезнися, недугует дух, слово изнеможе, житие умертвися (умерла жизнь!), конец при дверех. Темже, моя окаянная душе, что сотвориши, егда приидет Судия испытати твоя?»

Посреди торжествующего греха мы говорим эти слова: «Умерла жизнь». Слово более ничего не может, тело оказалось в болезненном состоянии, дух — тоже. И кто-то скажет: «Зачем нам знать о том, насколько тяжек грех для человека? Не будем обращать внимание ни на пост, ни на Еванглие, на грех, ни на покаяние. Поживем какое-то количество лет без забот, продолжая грешить». А нас обвинят, и даже святого обвинят в дремучести, в мрачности. Скажут: «Нам не нужны такие слова, как слова святого Андрея Критского, нам не нужно христианство в полноте. Оставьте нам только красивую картинку». Но за этими словами глубочайшего покаяния, и за этим сознанием глубины греха следуют слова великой надежды. Такой надежды, которую никто не может найти во грехе, и в мире, в радостях, связанных с грехом.

Вот что в той же, 9-й песни канона говорится: «Христос вочеловечися, плоти приобщився ми и вся елика суть естества хотением исполни, греха кроме, подобие тебе, о душе, и образ предпоказуя Своего снисхождения».

Господь вочеловечился, Господь принял всё, что есть в нашей природе, кроме греха, и этим он показывает нам, нашим душам, образ и подобие Своего участия в нашей жизни. Господь снизошел к человеку, дабы изменить его, дабы избавить его от греха. И как раз самыми мрачными и безнадежными оказываются те люди, которые примирились с собственным грехом и грехом, который вне их. Это у них нет надежды. Это они считают, что невозможно полностью истребить из жизни человеческой грех. А мы такую надежду имеем, потому что Господь, восприяв наше естество и победив наш грех, показывает нам, что это возможно и в нашей жизни. Надо только следовать за Христом, чему учат нас слова Великого канона. Употребим эти дни — дни покаяния, дни сугубой молитвы, дни размышления о грехе и прощении Божием, Божием милосердии — для того, чтобы самим обрести великую духовную радость, духовные плоды Великого поста, радость, которая несоизмеримо выше и лучше всех радостей греховных, и для того, чтобы сказать окружающим людям:

Придите в Божий храм, вознесите Господу молитву, увидьте, сколько грехов может оказаться в вашей жизни, и поверьте в то, что их можно победить. Можно снискать у Господа прощение от этих грехов, и можно жить свободными от них. И можно удостоиться святости, которая делает человека новым творением во Христе.

Аминь.

Источник




Возврат к списку